Икэбана

 

В Японии с древних времен существовал обычай использовать цветы и травы, сорванные в поле или в горах для украшения волос, одежды и подношения различным божествам. С приходом в Японию буддизма была заимствована и традиция украшать цветами изображение Будды. Именно в это время родилось одно из самых тонких и изящных японских искусств – ИКЭБАНА. Термин Икэбана состоит из двух слов «икэ» — жизнь, «бана» — цветы ( буквально «живые цветы»). В основу икэбаны положены принципы изысканной простоты, достигаемый показом естественной красоты материала, который используется при составлении композиций.

Существуют различные школы и стили Икэбаны, в которых происходит не только изучение древних традиций, но и успешно развиваются новые тенденции. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара и Согэцу.

Представляем Вам одну из самых древних школ традиционного японского искусства аранжировки цветов; создания композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещения их в интерьере- школу Икэнобо.

Первые записи об икэбана Икэнобо встречаются в середине XV века. Первоначально она была известна од названием Икэнобо Сэн Кэй. Есть свидетельства о том, что мастера соревновались, повторяя веточные композиции Сэн Кэй, и выносили их на суд зрителей. Позднее обнаруживаются записи об известной икэбана Икэнобо Сэн Дзюн, воспетой в стихах. В манускриптах "Нисуики", датированных 1525 годом в записи от 6 марта говорится: "Сегодня я посетил храм. Там собрались мастера аранжировки цветов. Композиция монаха храма Роккакудо была самой прекрасной". Согласно легенде, в период правления императора Ёмэй (VI век), наследный принц Сётоку активный последователь и пропагандист буддизма путешествовал в поисках подходящего места для нового храма. Решив искупаться в пруду, он повесил на иву амулет с изображением Нейрин Каннон (богини милосердия). Выйдя из воды, он не смог снять вросший в дерево амулет ,и поэтому счёл место священным. Здесь и был построен храм Сиундзантё ходэра ("вершина горы фиолетовых облаков"), который чаще всего называют Роккакудо из-за его шестигранной формы.

Первым настоятелем храма, существующего и по сей день в Киото, стал один из учеников Сётоку священник Оно Но Имоко, который после посещения в 603 году Китая впервые стал составлять алтарные композиции из живых цветов. Впоследствии он взял имя Сэн My Икэнобо ("икэнобо" - хижина у пруда) Имена всех его приемников имеют приставку "Сэн". С середины XV века первая школа икэбана также получила название Икэнобо. В настоящий момент школу возглавляет 45-й потомок Оно Но Имоко - Сэн Эй Кэнобо.

Икенобо Сеньэй говорит о том, об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой.“В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.”
— Икенобо Сэньэй. "Истинная утонченность"

В современной школе Икэнобо существует пять стилей: Рикка, Сёка, Морибана, Нагэирэ и Дзиюка, которые можно разделить на две группы. В первую, в которой критерии форм определены, входят Рикка, Сёка, Морибана и Нагэирэ. Ко второй относится стиль Дзиюка, не имеющий установленных форм.

Стиль Рикка олицетворяет красоту природного ландшафта. Композиция состоит из девяти элементов, сочетающихся между собой из разнообразных природных материалов по принципу гармонии и контраста. Рикка отличается строгостью и величием с одной стороны и нежность и изысканностью, с другой.

Стиль Сёка - естественная красота и гармония растущих растений. Сека состоит из трёх основных элементов: Син (небо), Соэ (человек) и Тай (земля). В отличие от сложной многослойной Рикки, композиции Сёка - легка и лаконична.

Морибана и Нагэирэ - эти два стиля ,также как и Сёка ,имеют три основных элемента - Син, Соэ и Тай.

Морибана – икэбана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кензан)

Нагэирэ - этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре. Цветы, выходящие из воды, сконцентрированные в одной вазочке ,достаточно полно предают красоту природы и очарование цветков. Стилю Нагэирэ присуще изящество природных линий. икэбана в высоких вазах с узкой горловиной: растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки

Дзиюка - это стиль, в котором содержание композиции, её цели, форма и другие характеристики определяются на основе субъективных взглядов мастера. Дзиюка - стиль свободного выражения чувств и эмоций человека.

Оригинальность и неповторимость, утонченность и изысканность, помогают Икэбана Икэнобо завоевывать сердца людей во всем мире

Мастера Икэнобо говорят, что в икэбана главное не ветки, которые надо правильно поставить, а пространство, которое они при этом создают, и ветер, играющий в листьях. Можно сказать, что, то к чему ,стремиться Икэнобо, – это суть жизни, а растения - символы самой жизни, лишь неотъемлемая часть природы, и икэнобо отражает понимание этого.

Красота композиций во многом зависит от интуиции, вкуса, смелости художника, ее создающего.

Результат работы во многом зависит от знаний и опыта, и в этом начинающим помогают опытные преподаватели школы Икенобо, занятия которой проводятся в Клубе Чайных Традиций « Целый Мир» на Васильевском острове. Здесь считают ,что у каждого ученика свой путь к вершинам мастерства: один идет быстро, схватывая на лету ,и, возможно, многого не замечает, другой медленно, но в совершенстве овладевает сложными стилями Икэнобо, и к каждому – свой подход.

Ольга Шалик