Оригами - путь к познанию истины

Складывание оригами

Кто из нас не увлекался в детстве складыванием из бумаги различных фигурок: самолетиков, корабликов, коробочек? На первый взгляд это было всего лишь детской забавой, да и сейчас, наверно, трудно поверить, что в складочках бумаги может быть зашифрован тайный смысл. Помните «пляшущих человечков» из рассказа Артура Конан Дойля, где детский рисунок вдруг превратился в тайное послание главаря мафии? В оригами, а именно так называются сложенные из бумаги фигурки, тоже есть тайное послание. И не только оно, а и магический ритуал и философская глубина.

Но, давайте по порядку.

Итак, в 105 году нашей эры в Китае была изобретена бумага. По крайне мере, эта дата считается официальной, так как именно в этом году главный евнух императора Цай Лунь подал прошение об этом. А когда Цай Лунь умер (произошло это в 144 году), то был канонизирован как бог бумагоделания.

Несмотря на то, что современники восприняли бумагу, как совершенно негодный материал, технологию ее изготовления запрещалось вывозить из Китая. Складывать фигурки из бумаги стали, по-видимому, именно в Китае, так как до нас дошли изделия, относящиеся к 3 веку. Причем складывать можно было только из квадратного листа бумаги, что тесно связано, как с возможностями этой геометрической фигуры, так и с ее символикой и магией.

«Великий Квадрат не имеет углов», - говорил мудрец Лао-Цзы, автор древнекитайского трактата «Дао Дэ Цзин». Изначально под Великим Квадратом понималась земля, или государство (китайское, конечно), не имеющее углов, то есть границ. Более глубокий смысл безграничности заключается в бесконечном числе возможных вариантов складывания квадрата, а, значит, и бесконечном множестве получаемых фигур. Таким образом, древние китайцы подарили миру бумажный квадрат с безграничными возможностями.

А в 610 году, как утверждают «Японские хроники», странствующий буддийский монах из Кореи Дан Хо, о котором современники говорили, что он умел делать бумагу и тушь, привез технологию изготовления бумаги в Японию.

Чтобы понять, как японцы восприняли бумагу нужно обратиться к их религии синтоизму («путь богов»). По синтоистским представлениям весь окружающий мир населен божественными духами ками: в горе живет ками горы, в камне – ками камня. И, как можно догадаться, бумага тоже была названа ками. Полоски бумаги куса и гохэй приносились в жертву синтоистским божествам: подвешивались перед входом в святилище или клались на его ступени. Кроме того, в Японию из Кореи и Китая пришили и другие священные обряды, связанные с бумагой. Из бумаги изготавливались фигурки богов, которые сжигались при проведении определенных ритуалов: над дымом держали руки, общаясь с божествами; пепел также считался священным, по нему ходили босыми ногами. Очень распространенным обрядом было сжигание определенным образом сложенной бумаги на могиле умершего. Так выкупали его душу.


Бумажная красота

Обожествление бумаги и культ красоты вообще привели к тому, что само искусство изготовления фигурок из квадратиков бумаги путем ее складывания, сложилось именно в Японии, а не в Китае или Корее. Поэтому теперь мы говорим, что оригами (дословно «сложенная бумага») – это японское искусство складывания из бумаги. Именно как искусство оригами сложилось в 9-12 веках. А в 12 - 13 веках в Японии получила большое распространение одна из сект буддизма – дзэн, которая и раскрыла необыкновенные возможности и удивительный внутренний смысл оригами.

Первый Патриарх дзэн-буддизма Бодхидхарма главным принципом дзэна считал следующий: «Смотри в свою природу и станешь Буддой». Другими словами, каждый человек уже здесь и теперь является Буддой и ему надо лишь осознать это. А осознание это происходило в результате упорной дзэн-медитации, то есть сосредоточения, для достижения главной цели – просветления сатори. Достичь сатори и через него познать абсолютную мудрость, можно было и через эстетические переживания, например, созерцая сад камней, собирая композицию икэбана, складывая бумажную фигурку, или, разгадывая абсурдные вопросы-загадки коаны, не имеющие ответа. Например: «Как звучит хлопок одной ладони?» или «Как войти в бездверную дверь». На такие вопросы трудно было найти ответы в мире слов, поэтому адепты дзэна и считали, что истина находится за словами. Таким бессловесным путем ее познания и стало оригами. Ведь коаном мог быть не только вопрос, но и сама фигурка.

Учитель ставил ее перед учеником и предлагал, созерцая ее, понять, как она сложена. Медитируя, ученик отождествлял себя с этой фигуркой, пытаясь разгадать ее тайну, пробуждая смысл спрятанной сущности за внешним проявлением. В другой раз ученику завязывали глаза и давали в руки фигурку. В этом случае он должен был, не разворачивая листа, догадаться, как она сделана, и сложить подобную. Таким образом осуществлялась зрительная и осязательная медитация, интуитивное прозрение.

В дзэн-буддизме сложилась особая культура восприятия: раскрыть внутренний смысл предмета через образ-символ, образ-знак при минимуме художественных средств. Поэтому оригами очень дзэнское искусство. И ценны в нем именно простые незамысловатые фигурки, лишенные «архитектурных излишеств» и ненужных подробностей. Будда порицал многословие и требовал от учеников выражать мысли лаконично. В дзэне лаконизм доведен до предела. В какой бы форме не была выражена мысль: в словесной или оригамской.


Мастерство оригами

В дзэн-буддизме всегда считалось недостаточным следовать учению основателя. Нужно испытать то, что испытал Будда, то есть учение Будды должно быть подтверждено личным опытом. Опыт важнее учения и осознается только через практику. А практика предполагает постоянную медитацию. Только в состоянии медитации, когда отключено логическое мышление и внутренний диалог, когда человек находится в полной гармонии с пространством и временем, в сознании его пребывает абсолютная мудрость, текущая постоянно и без остановок. Таким же постоянным, интуитивным, бессознательным является складывание квадрата, когда одна форма перетекает в другую. Стоит задуматься, и квадрат бумаги завладеет мыслями человека и нарушиться гармония. Необходимо слиться с квадратом воедино, проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его и сложиться вместе с ним. Тогда сам квадрат и сама фигурка превратятся в абсолютную истину. Достигнув совершенства, складывать можно и мысленно, не прибегая к какому-то материальному воплощению своих мыслей.

Попробуйте пройти одним из путей, предложенных вам оригами: это может быть путь журавля или ириса от рождения до смерти, до перерождения в другую форму.

Великий путь не имеет дверей,
Тропинок тысячи к нему приводят.
Прошедший бездверную эту дверь
Свободно идет меж землею и небом.

Существует много путей для осознания истины, достижения гармонии: Путь богов, Путь поэзии, Путь Конфуция, но все они лишь иллюстрация к Абсолютной мудрости. Один из таких путей – путь оригами, практика которого – священный акт, священнодействие с молитвой, с медитацией. Такая практика избавляет от стереотипов мышления, создает в мятущемся сознании ощущение мира и гармонии и поднимает оригами до уровня искусства, религии, науки или хотя бы… оригами.

Елена Кабачинская,
методист Дома детского творчества «Современник»
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.