Японская чайная церемония

Нигде, кроме Китая, чай не приобрел такого значения в жизни человека, как в Японии. Здесь есть специальная чайная церемония – тяною, не имеющая аналогов ни в одной другой стране. Уже более 12 столетий японцы пьют чай. Вначале они обходились местными сортами, очень низкого качества, - привозимый из Китая чай был очень дорог, и кроме того, его было мало. Японское «чаеводство» началось в XII веке, когда монах Эйсэй обнаружил, что китайский чай можно культивировать в южных пригородах Киото.

Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии. Японцы взяли из Китая и сам ритуал чаепития. Это ритуал приготовления «золотого эликсира», т.е. приготовления напитка из зеленого порошкового чая. В Китае такой способ чаепития остался малоизвестным, он был одним из многих. Япония же сохранила и закрепила сотнями правил древнее искусство этого чаепития.

Основоположником тядо считается знаменитый мастер чая Сэнно Соэки (1521 – 1591), известный под именем Рикю. Он прожил 70 лет, и так и не достигнув идеала, совершил по приказу своего повелителя ритуальное самоубийство.

Он оставил после себя основные правила чайной философии :

- гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.

- Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими

- Чистота в чувствах и мыслях,

- Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Сам Сэн Рикю так сказал о чайной церемонии: - « Это очень просто. Кипятите воду, заваривайте чай, добивайтесь нужного вкуса. Не забывайте о цветах, они должны выглядеть как живые. Летом создавайте прохладу, зимой – приятную теплоту. Вот и все». А потом он добавил: « Покажите мне того, кто постиг все это, и я с удовольствием стану его учеником». В современной Японии не каждое чаепитие – церемония. Но и классическая церемония жива, о ней читаются лекции в университетах, организуются специальные курсы… В тя – но - ю существуют сотни правил, которые бережно сохраняются и поныне. Как же это происходит?

 

Чайная церемония происходит в специальном домике – тясицу. Он располагается в уголке специально разбитого сада. Проход через сад был первым этапом тя – но - ю, его убранство напоминало уголок первозданной природы. Выложенная крупными камнями дорожка, петляющая среди кустов и деревьев, ведет гостя к цукубаи – каменному сосуду с водой, где полагается совершить обряд очищения (помыть руки и прополоскать рот). В сумерках тропинку освещает каменный фонарь – пристанище душ умерших. Все здесь соответствует основному принципу – скромности и простоте. Вход в тясицу – квадратное отверстие – не превышал в старину 90 сантиметров. Это не случайно: любой человек, независимо от своего ранга и чина, чтобы войти, должен был согнуться в невольном поклоне, и, как говорили, «оставить меч за порогом» (увесистый клинок, пристегнутый сбоку, не позволил бы войти в дверь). Сам домик мал. Стены обычно темного цвета, пол устлан циновками (татами), под потолком небольшое окошко , выходящее на северо-восток. В комнате полумрак (дневной свет отвлекает!). Единственное украшение – икэбана или какэмоно, помещенные в специальной нише. Чаще всего на какэмоно запечатлен символ или девиз проводимой здесь чайной церемонии, ибо каждая из них имеет свою тему. В углу врезан в пол очаг, в котором всегда лежат приготовленные заранее угли (обязательно из сакуры), над ним висит металлический котелок простой формы. Стол заменяет циновка.

Важное значение придается чайной утвари, особенно чашкам. Обычно для чайной церемонии используют не классический (самый изысканный), бело-синий фарфор, а керамические чашки неправильной формы, которые сначала подвергают «искусственному старению». Приглушенные, но не тусклые цвета, и налет патины – это своеобразная «печать древности». Подбор чашек – целая наука. Например, зимой чашки более закрытые и с утолщенными стенками, а в теплый сезон – наоборот. Хозяин (хозяйка) – мастер чая садится возле очага лицом к гостям. Гости садятся в строго определенном порядке. Прежде, чем заваривать чай, совершается обряд очищения утвари: тщательно протирается вся посуда большим шелковым платком с изящным рисунком. Четыре уголка этого платка символизируют четыре стороны света, а две стороны (лицо и изнанка) – небо и землю. … Начинает шуметь вода в котелке (ее не доводят до кипения), и хозяин, зачерпнув ее бамбуковым ковшом, ополаскивает чашки и венчик для сбивания пены. Затем вытирает их насухо льняной салфеткой, и в каждую чашку всыпает по ложке чайного порошка. Затем, влив немного воды, начинает взбивать пену. Вкус напитка теперь целиком зависит от мастера. Он определяет количество чая, температуру воды, быстроту и длительность взбивания пены. Это – творчество.

Существуют два типа тяною: приготовление кой - тя (густого чая) и усу - тя (жидкого чая). Густой чай заваривают в большой керамической чашке, из которой каждый отпивает три с половиной глотка чая и передает ее соседу, предварительно обтерев край бумажным платком. Жидкий чай заваривают в небольших чашках для каждого гостя отдельно. Иногда кой - тя и усу - тя совмещают, и тогда они становятся двумя этапами длительной чайной церемонии и в перерыве между ними гости выходят в сад. Согласно ритуалу, чашку гостю подают той стороной, которая считается наиболее красивой. Но, приняв чашку, гость должен повернуть ее к себе противоположной стороной. Прикоснуться губами к «лицу» - верх невежливости! Когда чай выпит, гости внимательно рассматривают чай и прочую утварь – чаще всего в их руках находятся произведения искусства. Это делается строго определенно: держат чашку на левой ладони, оценивают ее форму, цвет, орнамент, фактуру материала, и лишь выразив свое восхищение, отставляют, перевернув вверх дном. Предшествует чаепитию угощение самыми незатейливыми блюдами и напитками, а во время самого чаепития предлагаются различные сладости. В настоящее время чайная церемония сохранилась практически в первозданном виде и она необыкновенно популярна. Смысл японской чайной церемонии (пути чая) не в том, чтобы угостить гостя чаем, совместно отдохнуть или насладиться красотой окружающего мира. Цель ее – помочь людям отрешиться от суеты, достичь внутреннего равновесия, ощутить взаимосвязь всего существующего во Вселенной и свое единение с Целым Миром…

Елена Волженина